|
Проект 971 "Щука"
Появление этой субмарины заставило американцев раскошелиться на помощь России.
По уровню скрытности этот отечественный атомоход впервые в нашей истории превзошел
лучший американский аналог 3-го поколения - многоцелевую АПЛ «Los Angelеs», а после
модернизации сравнялся с лучшим американским охотником 4-го поколения «Seavolf».
СКАНДАЛ возник на ровном месте. Весной 1995 года у восточного побережья США американцами
был зафиксирован контакт с российской лодкой, которую компьютеры классифицировали как АПЛ
«Akula-2». Однако контакт был очень непродолжительным и, несмотря на все усилия американских
ВМС, возобновить его больше не удалось. По словам адмирала Джереми Бурда, в то время начальника
оперативного отдела ВМС США, американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ
«Improved «Akula» на скоростях менее 6-9 узлов.
Еще раньше военно-морской аналитик Полмар
заявлял: «Появление подводных лодок типа «Akula», а также других русских АПЛ 3-го поколения
продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности
быстрее, чем ожидалось». Спустя несколько лет, в 1994 году, стало известно, что этот разрыв
устранен полностью.
Появление после окончания «холодной войны» новых русских сверхскрытных атомоходов не могло
не вызвать серьезной озабоченности в США. В 1991 году этот вопрос даже был поднят в конгрессе.
Предполагалось потребовать от России обнародовать свои долгосрочные программы в области подводного
кораблестроения, ввести ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ. Но главная фишка заключалась
в другом. Предполагалось оказать России помощь в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной
продукции. Главным получателем таких конверсионных денег должно было стать и северодвинское Севмашпредприятие.
Отчасти некоторые пункты этой американской программы оказались выполнены. Российские верфи действительно получили западные
заказы на «мирную» продукцию. Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90-х годов
резко замедлились совсем по другим причинам. Развившийся экономический кризис больнее всего сказался на
производственных программах ОПК.
Что же так напугало западных аналитиков в проекте 971?
В конструкции проекта были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых
и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре -
главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры, которая успешно прошла проверку
на лодках 705-го проекта. Подводная лодка 971-го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен
из высокопрочной стали. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных
блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает
акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок,
возникающих при подводных взрывах.
Вот некоторые тактико-технические характеристики корабля, приводимые в открытых источниках: длина 110,3 м, ширина
13,6 м, осадка 9,7 м. Водоизмещение полное 12770 тонн. Глубины погружения: предельная 600 м, рабочая 520 м. Полная
скорость подводного хода 33 узла. Автономность 100 суток. Экипаж 73 человека.
Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с
четырьмя парогенераторами и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава
механизации. Мощность на валу - 50000 л. с. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими
характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему
шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой
протяженности, а также
буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном
оперении. Лодки снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения субмарин и надводных
кораблей противника по кильватерному следу: аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после
прохождения подводной лодки. На корабле установлен навигационный комплекс «Симфония-У», а также комплекс радиосвязи
«Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами» и буксируемой антенной.
Торпедно-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650 мм ТА. Суммарный
боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибра 533 мм. Он приспособлен для стрельбы
крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами
и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой
крылатыми ракетами «Гранат» осуществляется специальным аппаратным комплексом.
В 90-е годы на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ,
созданная НИИ морской теплотехники и ГНПП «Регион». Новая торпеда предназначена для поражения подводных лодок
и надводных кораблей противника. Мощная тепловая энергетическая установка и значительный запас топлива обеспечивают
ей большой диапазон глубин хода, а также возможность поражения высокоскоростных целей на больших дистанциях.
Аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе и малошумный водометный движитель позволяют УГСТ развивать
скорость более 50 узлов. Движитель без редуктора напрямую связан с двигателем, что, наряду с другими мерами,
позволило значительно увеличить скрытность применения торпеды. Комплекс бортовых процессоров обеспечивает
надежное управление всеми системами торпеды при поиске и поражении цели. Оригинальным решением является наличие
в системе наведения алгоритма «Планшет», моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы,
наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с
борта корабля-носителя. Современные алгоритмы придают торпеде свойства системы с искусственным интеллектом, что
позволяет, в частности, использовать одновременно несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной
обстановке и при активном противодействии противника.
Проект 971 стал первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано
первоначально не в Северодвинске или Ленинграде, а в Комсомольске-на-Амуре. Головной атомоход по советской классификации
«Щука-Б» -
К-284 «Акула» - вступил в строй 30 декабря 1984 года. Поэтому по натовской классификации новые АПЛ и получили обозначение
«Akula», что вносило определенную путаницу, так как в Советском Союзе «Акулами» называли совсем другие лодки, проекта 941.
После первых «Акул» появились корабли, названные на Западе «Improved «Akula» («улучшенная «Акула»). К их числу отнесены
лодки северодвинской постройки, а также самые последние дальневосточные корабли. В 1996 году вступила в строй крейсерская
АПЛ «Вепрь», построенная в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, она имела новые конструкцию прочного корпуса
и внутреннюю «начинку». Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. По данным
военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированной лодки имеет вставку длиной 4 метра. Дополнительный
тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку «активными» системами снижения вибрации энергетической установки,
практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов,
по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской
многоцелевой АПЛ 4-го поколения SSN-21 «Seavolf». По скоростным характеристикам, глубине погружения и
вооружению эти корабли также приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованную АПЛ 971-го
проекта можно рассматривать как подводную лодку, близкую к уровню 4-го поколения. В то же время некоторые
аналитики находят такие оценки завышенными.
Высокая скрытность и боевая устойчивость дают лодкам проекта 971 возможность успешно преодолевать
противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения.
Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары.
Вооружение позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать
наземные объекты крылатыми ракетами. В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать
угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по российской территории.
|
Проекты:
941 "Тайфун"
955 "Борей"
667 БДРМ "Дельфин"
667 БДР "Кальмар"
667 БД "Муруна-М"
667 Б "Мурена"
667А "Навага",667АУ "Налим"
949 "Гранит", 949А "Антей"
885 "Ясень"
971, 971Б "Щука-Б"
671РТМ
Гостевая книга
Ссылки
E-mail
|